Житие Иоасафа Каменского

Житие Иоасафа Каменского
Житие Иоасафа Каменского – литературный памятник, созданный, по Н. П. Барсукову и И. Некрасову, в конце XV в., а по В. О. Ключевскому не ранее 1547 г. и посвященный местно чтимому святому вологодского края. В научной литературе (Н. Коноплев, Н. П. Барсуков, А. Кадлубовский) отмечалась зависимость данного Ж. от Сказания о Спасо-Каменном монастыре Паисия Ярославова и от агиографических памятников (житий Евфросина Псковского, Макария Калязинского, Стефана Махрищского, Феодора Ярославского и др.). В. О. Ключевский весьма критически оценивал Ж. как исторический источник. В тексте Ж. Иоасаф называется князем Андреем Дмитриевичем, сыном Дмитрия Васильевича Меньшого и внуком Василия Васильевича Ярославского. В Сказании же Паисия Ярославова и в Житии Александра Куштского Иоасаф – внук великого князя Василия II Темного; согласно Ж., князь Андрей Дмитриевич постригся в монахи после смерти жены и родителей, а по Сказанию, его пострижение совершено еще в 12-летнем возрасте. В Ж. скончавшийся в возрасте 24 лет Иоасаф прославляется как целитель – в пяти посмертных чудесах, в предисловии, похвале и в службе. В Ж. описывается явление Христа в келью Иоасафа и его беседа с ним, молитва Иоанну Златоусту, созерцание рая. Присутствует здесь и мотив искушения Иоасафа дьяволом в виде ангела. А. Кадлубовский склонен видеть в Ж. апологетику внутреннего подвижничества и нестяжательства. И. Коноплев убедительно показывает компилятивность Ж. и противоречивость в изложении истории его создания. В списках Ж. (XVII–XVIII вв.) авторская позиция выражена в обычной этикетной форме самоуничижения: «...понеже извития словесем не вем, ни решения притчам не навыкох, ни от философов граматики учихся, яже си и риторская никогдаже прочитах...». В рук. ГПБ, Солов. собр., № 227, сер. XVII в. приводится «списателево имя», зашифрованное в «вычурной анаграмме» тайнописи (не разгадана, опубликована дважды: 1) Описание рукописей Соловецкого собрания, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Казань, 1885, ч. 2, с. 303; 2) Коноплев. Святые Вологодского края, с. 57). Нередко в сборниках XVII–XVIII вв. списки Ж. сопровождаются Сказанием Паисия Ярославова. Текст Ж. не опубликован. Лит.: Савваитов П. Описание Вологодского Спасо-Каменного монастыря. СПб., 1860; Некрасов И. Зарождение национальной литературы в северной Руси. Одесса, 1870, ч. 1, с. 42–43; Ключевский. Древнерусские жития, с. 275; Барсуков. Источники агиографии, стб. 36–37; Коноплев Н. Святые Вологодского края. М., 1895, с. 56–59; Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 268–273; Описание Вологодского Спасо-каменского Духова монастыря / Сост. в 1860 г. П. Савваитовым, испр. и доп. в 1885 г. Н. Суворовым. Вологда, 1905, с. 16–18.
О. А. Белоброва

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Житие Иоасафа Каменского" в других словарях:

  • ДИМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ — († ранее 13.06.1436, г. Устюг), св. (пам. в 3 ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), кн. заозерский, 4 й сын ярославского кн. Василия Васильевича, отец прп. Иоасафа Каменского. Основные сведения о Д. В. сохранились в Типографской …   Православная энциклопедия

  • Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание …   Википедия

  • ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА — раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… …   Православная энциклопедия

  • Дмитрий Васильевич (князь заозерский) — В Википедии есть статьи о других людях с именем Дмитрий Васильевич. Расширение Московского княжества в 1300 1462 годах. Заозерье вверху. Дмитрий Васильевич прозв …   Википедия

  • ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к рой являлся Усть Вым (совр. с. Усть Вымь в Усть Вымском р не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская …   Православная энциклопедия

  • Логгин, монах Спасо-Прилуцкого монастыря — Логгин (XVI в.) – монах Спасо Прилуцкого монастыря под Вологдой, автор Жития Иоанна (Игнатия) Вологодского. Имя автора указано в заглавии Жития: «Месяца майя в 19 день преставление благовернаго князя и преподобнаго отца нашего Игнатия чюдотворца… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН — († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3 ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых), игумены Спасо Евфимиева Сянжемского монастыря в честь Вознесения Господня,… …   Православная энциклопедия

  • Паисий Ярославов — (ум. 22 или 23 XII 1501) – игумен Троице Сергиева монастыря, автор Сказания о Спасо Каменном монастыре, пострижеником которого он был. Как известно из Сказания, в последней четв. XIV в. возродил этот существующий с XIII в. на острове Кубенского… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»